[url]http://www.kharkovforum.com/showthread.php?t=147098[/url]
Ездовая шлейка
[b]Буксировочный пояс[/b]
Буксировочный пояс (с амортизатором и поводком) предназначен для буксировки лыжника (скиджоринг) или бегуна (каникросс). Используется для тренировки собак и ежедневного выгула.
Пояс представляет собой широкий ремень с пряжками, к которому крепится мягкая подкладка под поясницу. Использование буксировочного пояса освобождает руки от необходимости держать поводок, что дает возможность лыжнику работать палками, помогая собаке. Это разрешено правилами Международной Федерации Гонок на Собаках (IFSS) и позволяет использовать в этом виде спорта даже относительно мелких собак.
Амортизатор, расположенный между буксировочным поясом и тяговым поводком, смягчает рывки при движении и повышает эффективность совместной работы гонщика и собаки, делает ее более комфортной.
Спортивная модификация буксировочного пояса имеет более высокую надежность и небольшой вес. Недостаток — небольшие металлические пряжки не совсем удобно застегивать на морозе голыми руками.
Детская модификация пояса для скиджоринга более удобна в использовании благодаря большим пластиковым пряжкам-самосбросам. При падении ребенка на любой бок такая пряжка автоматически расстегивается, предотвращая травматизм. Недостаток — неплотно застегнутый на талии буксировочный пояс при движении иногда расстегивается от вибрации. Ничего страшного, если это произойдет во время загородной прогулки. Но в городе с интенсивным движением транспорта такая ситуация может обернуться несчастным случаем.
Туристическая модификация пояса отличается от детской шириной пояса и более удобным креплением амортизатора.
Для детального просмотра щелкните по изображению. Оно откроется в новом окне.
Какую шлейку выбрать
В соревнованиях по буксировке лыжника (скиджоринг) лучше работает укороченная ездовая шлейка (короче длины туловища примерно на четверть). Однако в силу законов геометрии это возможно только для собак растянутого формата.
Для буксировки колеса (санок) больше подходит шлейка для вейтпуллинга. Особенно это важно для высоких собак (выше 60 см в холке). Если такая собака тащит колесо в ездовой шлейке стандартной длины (длина шлейки равна длине туловища), нагрузка будет идти по ломаной линии: сначала горизонтально по корпусу собаки, потом под небольшим наклоном к колесу, что ведет к возникновению в месте излома дополнительной нагрузки на круп собаки. В грузовой же шлейке нагрузка от груди собаки к колесу идет по прямой линии.
Если перед Вами не стоит задача сделать из собаки супер-атлета, если предполагается нерегулярное использование снаряжения (загородные лыжные прогулки, катание детей по выходным и т.д.) я рекомендую взять удлиненный вариант ездовой шлейки (конец шлейки находится за хвостом). Такая шлейка существенно ослабит нагрузку на круп собаки, в ней вполне допустимо буксировать и лыжника, и колесо. Для собак с обрезанным хвостом удлиненный вариант ездовой шлейки также предпочтительнее, поскольку шлейка стандартной длины периодически будет «садиться» на обрубок хвоста и раздражать собаку. Для мелких собак этот вопрос принципиального значения не имеет: в ездовой шлейке они могут с одинаковым успехом буксировать и лыжника, и санки, и колесо, так как во всех случаях нагрузка идет по прямой линии.
Для выставочных собак, особенно длинношерстных, оптимальным вариантом является грузовая шлейка для вейтпуллинга из узкой тесьмы без крестовины, которая сведет потертости к минимуму. Совсем без потерь шерсти, к сожалению, не обойтись. Это неизбежная плата за широкую грудную клетку, мощный костяк и рельефную мускулатуру.
Особо пекущимся о шерсти своих питомцев могу порекомендовать «недельку» — комплект из семи шлеек, изготовленных с разными пропорциями. При соблюдении очередности «неделька» дает триммингующий эффект задней части тела, что зрительно увеличивает грудную клетку. Очень ценно в данном случае то, что при такой процедуре обнаружить тримминг практически невозможно. За четыре года шоу-карьеры мой маламут принял участие в 38 выставках и 29 раз был лучшим представителем породы. Но лишь однажды эксперт из Швейцарии Лизбет Мах обратила внимание на потертости. Получив объяснения, она с удовлетворением пожала мне руку и в очередной раз оставила Сёму на Бест ин шоу.
Ошибки при покупке шлейки
1. Длина грудной лямки
Для взрослой тренированной собаки, у которой параметры тела стабилизированы и меняются незначительно, грудные лямки должны сидеть очень плотно на основании шеи, т.е. в том месте, где шея переходит в грудь.
Для молодой и необученной собаки необходимо предусмотреть небольшой запас в расчете на рост грудной клетки и мышечной массы. Слишком большой запас ни к чему хорошему не приведет. Попробуйте походить с тяжёлым рюкзаком, у которого не отрегулированы лямки. Под действием вибрации тела лямки начнут сползать на подвижную часть плече-лопаточного сочленения и затруднять работу мышечного корсета. Вам придётся постоянно поправлять лямки, от чего быстро наступит усталость мышц плече-лопаточных сочленений и рук, а потом и общая усталость. В конце дня ваши плечи будут стёрты до крови. Одеть рюкзак на следующий день станет настоящей пыткой. Примерно то же самое будет испытывать и собака. Вибрация тела на бегу больше, лямки сползают быстрее, но, поскольку поправить их собака не сможет, то и уставать будет быстрее . На следующий день из–за натёртых предплечий работать так же интенсивно она уже не сможет. Ещё день такой же тяжёлой работы, и собака наотрез откажется от работы.
Особенно опасно использование ездовых шлеек с длинными лямками при обучении щенков, когда опорно-двигательный аппарат щенка ещё только формируется. В этом случае, съезжая на плече-лопаточное сочленение, лямки могут привести к искажению углов сочленений. В зрелом возрасте этот дефект закрепляется окостенением скелета, исправить который в дальнейшем уже невозможно.
На фото хорошо видно, что шлейки польского производства (тёмного цвета) на маламутах съехали набок и натирают подмышки, из-за того, что длина грудной лямки слишком большая. По другому и быть не могло: подобрать шлейки данной фирмы с оптимальным запасом невозможно, поскольку они имеют всего 5-6 размеров.
За 20 лет работы в ездовом собаководстве мною разработаны более 300 размеров, что позволяет подбирать ездовые шлейки на любых собак (даже нестандартных) с оптимальным запасом в груди на вырост.
Справедливости ради отмечу, что на том же снимке моя шлейка, одетая на рыжего щенка хаски (5 мес.) тоже съехала, но лишь на самую малость. Это произошло из-за того, что в этом возрасте щенок интенсивно растёт, и поэтому при продаже шлейки пришлось заложить максимальный запас. Своим собственным щенкам в этом возрасте ездовые шлейки я меняю раз в неделю.
2. Способ пришивания лямок в нижней части грудины
Чаще всего в этом месте обе лямки сшиты вместе, чтобы уменьшить возможность соприкосновения с внутренней поверхностью передних лап. По этой же причине обе полосы пенки в этом месте также сшиваются вместе. В результате такого способа пришива внутренняя поверхность шлейки между передних лап становится выпуклой. Это ещё может как-то работать, если грудина собаки относительно плоская. В случае нормальной кривизны грудины, встречающейся у большинства собак или, тем более, острой (доберманы, курцхаары), эта часть шлейки, упираясь своей выпуклой частью в выпуклую же часть грудной клетки собаки, находится в крайне неусточивом положении, и от вибрации неминуемо сползает набок. Испытывая неприятные ощущения от натирающей подмышку шлейки, собака инстинктивно выворачивает локоть наружу, стараясь держать его подальше от шлейки. Если при этом и длина грудной лямки слишком велика, то, «ёрзая» по телу, она стирает то одну подмышку, то другую. Так возникает явление «вывороченных локтей».
Нижная часть ездовых и грузовых шлеек моего производства, прилегающая к грудине, не сшивается. Под нагрузкой она приобретает форму «лодочки», которая своей вогнутой частью ложится на выпуклую поверхность грудины и, благодаря этому, сидит на грудине очень устойчиво.
3. Ширина стропы
Как уже было описано выше, для взрослой тренированной собаки, у которой параметры тела стабилизированы и меняются незначительно, грудные лямки шлеек должны сидеть очень плотно на основании шеи, т.е в том месте, где шея переходит в грудь. Эта пограничная полоса между шеей и грудью имеет ограниченную ширину: с одной стороны — горло, с другой — подвижная часть плече-лопаточного сочленения. Особенно это актуально для маленьких и средних собак, у которых, помимо этого, расстояние между передними лапами также небольшое. Нижняя часть шлейки, сшитая из широкой (25-30 мм.) стропы при малейшем сдвиге будет натирать внутреннюю поверхность лап и подмышки.
Многолетняя практика показала, что при изготовлении ездовых шлеек для таких собак целесообразно использование стропы шириной 20 мм с двойной подкладкой под грудь. Для своих собственных собак даже грузовые шлейки я изготавливал из узкой стропы. Мой маламут таскал в такой шлейке колёса от камаза и прекрасно себя чувствовал.
Очень часто во время торговли на выставках клиенты задают мне каверзный, по их мнению, вопрос: «Почему Вы предлагаете нам шлейки из узкой стропы, в то время как Ваша собака щеголяет в шлейке из широкой?». Действительно, таская грузы на выставках, моя собака наглядно демонстрирует шлейку в работе. К сожалению, узкая стропа совершенно не заметна среди длинной и густой шерсти моей собаки и, поэтому для выставок я был вынужден изготовить специальные демонстрационные варианты ездовых и грузовых шлеек из широкой стропы. Наблюдая за мной со стороны и, не разобравшись в причинах, конкуренты начинают использовать широкую стропу в массовом производстве. В сочетании с вышеперечисленными недостатками, это делает упряжь совершенно непригодной для использования.
4. Способ пришивания лямок на крупе
Иногда, производители, неоправданно упрощая процесс пришива лямок на крупе шлейки, сшивают их так, что лямки лежат на крупе не плашмя, а торцом. Это совершенно недопустимо, поскольку в этом случае стропа, легко раздвигая шерсть, начинает натирать непосредственно кожу собаки.
5. Способ пришивания крестовины на спине
Самой грубой ошибкой является пришив крестовины с внутренней стороны шлейки, что приводит к быстрому стиранию сначала шерсти, а потом и кожи.
Тщательно подобранная ездовая или грузовая шлейка с соблюдением всех требований способствует тому, что ваша собака будет работать с полной самоотдачей, получая при этом огромное удовольствие. Почитайте мнение владельца упряжки маламутов из Тулы, занимающегося извозом туристов, собаки которого, в силу специфики работы, получают очень большие нагрузки.
6. Мягкая подкладка под грудь и живот
Во время стажировки в США я видел на шлейках в качестве мягкой подкладки самые разные материалы, но чаще всего среди них встречались: искусственный мех, ткань «Полартек» и пенополиэтилен.
Первые два материала использовались теми фирмами, основным производством которых являлись пошив курток и пальто. При производстве шлеек в качестве мягкой подкладки под грудь и живот, они использовали отходы основного производства, повышая, таким образом рентабельность.
Практика показала, что искусственный мех и ткань «Полартек» в качестве мягкой подкладки свои функции выполняют только в первые две недели после начала эксплуатации. В дальнейшем, «Полартек» сминается, а исскуственный мех сваливается и приобретает абразивные свойства, вытирая шерсть в месте соприкосновения с подкладкой. но самый главный их недостаток в другом — каждый вечер такие шлейки нужно заносить в дом на просушку, иначе, пропитавшись влагой, они промерзают и ломаются при попытке одеть на следующий день. По этой причине их эксплуатация в полевых условиях вряд ли целесообразна.
Российские производители, из экономии средств в качестве мягкой подкладки иногда используют войлок, обладающий даже более сильными образивными свойствами, чем свалявшийся искусственный мех. Другие, по тем же соображениям, вообще ничего не используют. В этом случае, площадь распределения давления грудной лямки существенно уменьшается, а значит возрастает сила давления. В результате грудная лямка шлейки под действием большой нагрузки сминается и начинает «въедаться» в кожу собаки.
Наилучшим материалом в качестве мягкой подкладки ездовых и грузовых шлеек под грудь и живот является пенополиэтилен. Его негигроскопичность позволяет использовать шлейки с такой подкладкой даже в полевых условиях. Занимаясь извозом туристов в фирме Арли Ёргенсена, мне много раз приходилось форсировать вброд незамерзающие ручьи. На мне была специальная непромокаемая одежда и обувь, а собаки иногда «ныряли» с головой… и… продолжали работать. Собачья шерсть покрытая естественной смазкой не впитывает влагу, а мгновенно образовавшийся ледяной панцирь через 2-3 часа постепенно от вибрации крошился и осыпался. Примерно то же самое происходит и со шлейками: ни полипропиленовая стропа, ни подкладка из пенополиэтилена влагу не впитывают, а замёрзшая между волокнами вода крошится и осыпается при движении. После остановки на ночлег, остатки замёрзшей влаги из шлеек я удаляю простым выбиванием о деревья.
7. Ездовая шлейка-«жилетка»
Ездовые шлейки, грудная часть которых изготовлена из ткани в виде большой красивой жилетки, кроме всех вышеперечисленных недостатков ещё и шерсть стирают на большой площади. Российские же аналоги шлеек-«жилеток» изготовлены с грубейшими нарушениями анатомических особенностей собаки, в частности, боковая лямка проходит через середину подвижной части плече-лопаточного сочленения, что при больших нагрузках приводит к быстрой усталости и сильным потёртостям в указанных местах.
8. Пришив под прямым углом
Как производителю снаряжения мне вполне понятен мотив такого способа пришива — удобство, экономия сырья и времени при раскрое.
Хитрость в том, что на неподвижной собаке такая шлейка может смотреться вполне прилично. Но в движении под нагрузкой лямки всё равно устанавливаются под углом друг к другу. На край лямки, находящийся под тупым углом к другой лямке ложится вся нагрузка, а противоположный край не получает абсолютно никакой нагрузки.
Вследствие неравномерного распределения нагрузки лямки, сшитые под прямым углом быстро выходят из строя даже при хорошем качестве стропы.
9. Кожаные ездовые шлейки с пряжками
В данном случае расчёт производителя строится на консерватизме покупателя, привыкшему к кожаным шлейкам с блестящими никелированными пряжками. Такая шлейка, действительно, смотрится очень красиво и внушительно.
Основные недостатки кожаных шлеек:
* Среди собаководов почему-то считается, что широкая толстая кожаная лямка прочнее синтетической. Это заблуждение. Даже абсолютно новая кожа теряет прочность при многолетнем неправильном хранении на складе.
* При намокании кожаная шлейка растягивается и истончается, что также уменьшает её прочностные характеристики. Сушить кожаную шлейку необходимо при умеренной температуре, а это требует длительного времени. При быстрой сушке на батарее кожаная лямка дубеет, а при разминании покрывается микротрещинами, что уменьшает её прочность в несколько раз.
* Возможность менять параметры шлейки с помощью металлических пряжек меняет пропорции распределения нагрузок, что может привести к гибельным последствиям, особенно в раннем щенячьем возрасте.
* Кожаная шлейка не имеет мягкую подкладку, что увеличивает силу давления на грудную клетку.
* Кожаная шлейка в несколько раз тяжелее синтетической.
http://www.renata-sleddog.ru/opisanie_01.html http://www.astidog.ru/forum/viewtopic.php?t=204&postdays=0&postorder=asc&start=40 У нас в Эстонии продается только такая шлейка, но мне кажется сшитая по размерам собаки удобнее.
http://www.lemmik24.ee/shop-mainmenu-26/28-koolitustarbed/36-rihmad-traksid-vestid.html